Помочь Новороссии! Газета «Суть Времени» О движении Контакты

Саамское лобби. Часть II 2015-09-15

Ознакомившись вкратце с предпосылками этносепаратизма и убедившись, что в том, что для вполне респектабельных представителей от власти это отнюдь не праздный вопрос, рассмотрим, как это выглядит на практике, в самой жизни. Итак, саами Мурманской области. По результатам переписи 1989 г. в СССР было зафиксировано всего 1890 саами, вероятно, это стало одной из причин, почему получить в 1990 году статус автономии они не смогли. Сейчас примерно 88 % российских саами живут в Мурманской области. Они сосредоточены в основном в 11 поселках, живут совместно с русскими, коми-ижемцами, ненцами и другими народами, нигде не составляя абсолютного большинства. Наиболее крупные саамские общины имеются в 6 селах. Отметим, что первые официально зарегистрированные общины коренных малочисленных народов Севера Мурманской области, то есть саами появились в 2003 году, а на данный момент их 32, так же зарегистрированы общественные объединения — 7 и некоммерческие объединения — 3.

Общая же численность саами составляет по разным оценкам 50-60 тыс. чел. В Норвегии их около 30 тыс., в Швеции — 15 тыс., в Финляндии — 5 тыс. Очевидно, что исторически сложилось так, что ареал расселения поделён между четырьмя государствами: Швеция, Норвегия, Финляндия и Россия. При этом по абсолютному числу представителей саами, проживающие в Мурманской области, являются младшими по отношению к своим заграничным родственникам. Возможно, поэтому первым делом российские саамы решили двигаться в русле своих заграничных собратьев, а именно создать полноценный орган автономной власти.

Любопытно, что для самообозначения пытались установить признаки «саамственности» по морфологическим и фенотипическим особенностям. Хорошо, что пока не апеллируют к ДНК-диагностике, как инструменту, проводящему социальный дарвинизм в общество. Хотя для стран Запада, США, на примеры которых в первую очередь обращают внимания наши саами и их правозащитники, это в порядке вещей.

Но вернёмся к политической борьбе саами: первый «Саамский парламент» появился в Финляндии в 1973 году, затем в Норвегии в 1989 году, в Швеции в 1993 году и, наконец, в России «Саамский парламент Кольского полуострова» (Куэллнэгк нёарк Са̄мь Соббар) был основан 12 декабря 2008 года.

И с этого момента как говорится поподробнее. В 2009 году от «Саамского парламента Кольского полуострова» последовали обращения и открытые письма в Мурманскую областную Думу, общий смысл которых сводился к необходимости на законодательном уровне передать большую часть полномочий по управлению территорией Мурманской области этому самому «Саамскому парламенту».

Затем, не получив удовлетворительного ответа на первые письма, в 2011 году «Саамский парламент» отправил обращение на форум ООН по вопросам коренных народов и к Всемирному конгрессу финно-угорских и самодийских народов. Так же продолжалась отправка открытых писем в Мурманскую областную Думу. И здесь появляется одна пикантная деталь, которую стоит выделить отдельно. Она состоит в том, что новый всплеск активности, вероятнее всего, был обеспечен при помощи и при активном участии госпожи Ирины Пайкачёвой. Она является сопредседателем Мурманского «Мемориала», заместитель Председателя Мурманского регионального отделения партии «Яблоко» и президентом «Кольской ассоциации женщин-юристов» (которая, к слову сказать, получала финансирование от NED). К слову сказать, данная ассоциация так же является партнёром «Московской Хельсинской Группы». Вот так неожиданно политическая деятельность на региональном уровне приобретает совершенно новое качество. На каком же основании мы связали политическую деятельность саами и госпожи Пайкачёвой?

Ирина Пайкачёва. 7×7-journal.ru

Дело в том, что 15 февраля 2012 года Ирина Пайкачёва сделала открытое обращение посвящённое вопросам жизни народа саами. В нём в частности она заявила, что «Кольский полуостров должен относиться к месту проживания и к местам традиционного природопользования коренного малочисленного народа саами. В Мурманской области, во всяком случае». То есть недвусмысленно взялась говорить о юридических тонкостях связанных с вопросами о саами и их отношении с государством. Как бы это не показалось удивительно, но эта позиция перекликается с мнением других международных сил.

Так за соблюдением прав коренных народов пристально наблюдает спецдокладчик ООН Джеймс Анайя. Он был ведущим докладчиком на конференции «Коренные народы, бизнес и окружающая среда — 2012», которая прошла 9 февраля в Киркенесе соответственно в 2012 году.

Доктор Джеймс Анайя — ведущий докладчик на конференции «Коренные народы, бизнес и окружающая среда — 2012». Фото: Кристина Хенриксен. barentsobserver.com

Относительно прав коренных народов на землю в своём докладе Джеймс Анайя заявил: «Мы видим, например, что это отражено в законодательных документах Российской Федерации — право коренных народов на природопользование. Но все мы, к сожалению, знаем о случаях, когда права коренных народов все равно нарушались». По сути, в своей речи спецдокладчик ООН выразил смысл того, что «коренные народы должны контролировать освоение промышленниками ресурсов, территорий». В феврале 2013 года «Саамский парламент Кольского полуострова» призвал делиться с Джеймсом Анайя информацией и комментировать его исследование в области добывающей промышленности, видимо, с намёком на Мурманскую область. И тут можно лишь отметить слаженность работы всех участников этой политической игры.

Заместитель председателя «Саамского парламента» Нина Афанасьева. 9 августа 2012 года. Источник: 7х7journal.ru

Председатель «Саамского парламента» Валентина Совкина в ООН. Май 2011 года. Источник: Barentsindigenous.org

Ещё один любопытный момент — саамский флаг, который собирались поднять саамы в Мурманске летом 2012 года. Этот флаг был разработан норвежкой Астрид Баль по инициативе норвежского Саамского совета. Флаг официально признан «национальным флагом саамов» на 13-й Саамской конференции в городе Эре в Швеции, которая проходила с 13 по 15 августа 1986 года, и впервые он был поднят там же 14 августа. Тогда же был принят «саамский национальный гимн» — «Песня саамского рода» Исака Сабы. Вот так саами в Мурманской области получили в подарок собственные символы «самоопределения» и «независимости». В общем, как и с другими вопросами сразу просят совета у старших собратьев. Так, например, если задумались о том, что следует сохранять свой язык, то, конечно же, обратились за помощью в Финляндию, где в Центре саамской культуры «Сайос» в Инари, где на международной конференции прозвучали различные рекомендации по вопросам сохранения языка и культуры скольт-саамов.

В принципе это и не удивительно, так как практически всё «российские саамы» перенимают у своих заграничных родственников и от любой прочей помощи не отказываются, кроме того регулярно ездят к ним в гости. Что в прочем и не удивительно, ведь родственники. И стоить отметить, что ездят лишь погостить, а переезжать не торопятся. Так недавно своё местное радио запустили. Но есть основания предполагать, что они в качестве любимых родственников нужны только лишь в той степени, в какой могут претендовать на землю и ресурсы Кольского полуострова России. И здесь стоит отметить, что саами активно ввязываются в судебные конфликты, отстаивая свои интересы, например, они присоединились к судебному иску против журналиста, пытающегося их вывести на чистую воду — Дмитрия Семушина (информационное агентство «Регнум»).

Часть I

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Cуть Времени

Суть Времени, Мурманск 2013
Все права защищены.
E-mail: eot51@yandex.ru