Помочь Новороссии! Газета «Суть Времени» О движении Контакты

Саамское лобби. Часть III 2015-09-27

Саамское лобби часть третьяПродолжим наш обзор саамской темы с мысленного эксперимента и отбросим факты, указывающие на политизированность и территориальные претензии активной части саамского сообщества, посчитав их лишь чередой случайный совпадений и особенно в части перенимания существенного опыта «саамской позиции» у западных партнёров.

Конечно, мы понимаем, что таких длинных спонтанных цепочек «случайных» совпадений не бывает, но всё же сделаем такое мысленное предположение. И зададимся вопросом, а будут ли российские саами пользоваться бережно сохранённым для них культурным наследием в России? 

Так, например, в советский период ведущим специалистом в области саамского языка был Г. М. Керт (1923-2009). Им написано почти три сотни монографий, словари и учебники, опубликовано около 250 статей. В МГОУНБ хранятся труды этого ученого с мировым именем, посвятившего всю свою жизнь изучению языка и культуры саамов. Так же сейчас доступна в режиме «он-лайн» коллекция «Кольские саамы», посвящённая этому народу на сайте Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.

Иллюстрация лопарей (саами) из книги Немирович-Данченко, В.И. «Лопь белоглазая: (из поездки в полярный край)». – Москва, 1902

Иллюстрация лопарей (саами) из книги Немирович-Данченко, В.И. «Лопь белоглазая: (из поездки в полярный край)». – Москва, 1902

Каждый может ознакомиться с данной коллекцией книг и узнать о быте и истории Кольских саами. Самая ранняя из представленных книг 1804 года за авторством Николая Озерецковского и называется «Описание Колы и Астрахани», в ней описываются занятия саамов, численность мужчин-саамов по погостам, оленеводство, быт, жилище.

К этому стоит добавить, что в СССР так же сохраняли традиционные культурные особенности народа саами. В этом можно легко убедиться, посмотрев сюжет в киножурнале «Полярные Зори» от 1987 года, в котором рассказывается о жизни в селе Ловозеро. О том как сохраняются и развиваются традиции саамской культуры.

добро пожаловать на саамскую землю

Кадры из киножурнала «Полярные Зори» от 1987 года.

И не без горечи можно сказать, что уже после развала СССР в упадок вслед за крахом государства начались проблемы и в каждой отдельной области жизни людей.

из книги Степаненко, А.М. «Оленный народ: фотографии»

Фотография из книги Степаненко, А.М. «Оленный народ: фотографии». – [Мурманск], 2000. – 24 отд. л. в обл.; 29х21 см. — Текст парал.: рус., англ.

В контексте сохранения культурного наследия необходимо отметить, что в феврале 2013 под реорганизацию в Мурманске попал областной дом народного творчества, в обязанности которого в частности входил сбор и сохранение фольклорного, культурного наследия Кольского полуострова и проведение под своим началом фестивалей этнического характера. Тогда ведущий специалист по фольклору Тимофей Перминов делился своими переживаниями: «Дом творчества образован в июне 1945 года, буквально через месяц после войны. В то тяжелое время нашлись силы и средства, чтобы уделить внимание народному искусству. Неужто сейчас положение в области хуже, чем тогда? Неужели его спасут деньги, сэкономленные на наших крошечных зарплатах?».

Мурманский областной дом народного творчества

Скриншот с сайта http://www.modnt.ru

И после «успешной реорганизации», где культурным достоянием занимались бы профессионалы, можно сказать, что теперь де-факто полный карт-бланш в выборе, что есть саамская культура, а что ею не является, получили представители «саамского парламента». Но не будем отдельно останавливаться на значение сохранения культурного превосходства в вопросе академической истории, и том, как это может отразиться в вопросе политической игры.

У представителей современных саамов обо всём этом своё мнение. И не секрет, что они довольно легко идут на поводу веяний навязанных им зарубежных коллегами, как в вопросах культуры, традиции, так и истории. Например, они сняли для себя и общественности документальный фильм, режиссёром которого стал А. Сычев, «Репрессированная семья» по книге Александра Степаненко. И это очень созвучно изданному в конце ноября 2012 года в Финляндии списку репрессированных кольских саами. Но постараемся снова мысленно представить, что эти совпадения случайны и не являются калькой с общей прописи.

Кроме помощи от иностранцев в правильных взглядах на «тоталитарную» историю России, они помогают саами и с выпуском учебников. Так в декабре 2012 года увидели свет три новых школьных учебника математики на инари-саамском языке для 1 и 2 классов. Кроме этого норвежцы активно поддерживают мурманских преподавателей саамского языка. Среди таких представительниц учителей-саами, например, Нина Елисеевна Афанасьева и Александра Андреевна Антонова. Кроме этого существуют международные проекты в рамках «Баренц Секретариата», которые он же и финансирует. С другой стороны, конечно, поддержку оказывает и правительство Мурманской области. Причём как ни странно не только финансовую. Так, например, в ноябре 2012 года справедливоросс Владимир Ахромейко предложил создать отдельную должность – Уполномоченного по правам представителей коренных малочисленных народов Севера. Это предложение поддержал лидер отделения «Справедливой России» в Мурманске Александр Макаревич и представитель ЛДПР — Вячеслав Безуглый и, разумеется, председатель Саамского парламента Кольского полуострова Валентина Совкина.

Удивительно, но иногда на вопросы жизни малочисленных народов Севера обращают внимание не только местные парламентарии, но даже аристократы. Пару лет назад, когда оперная певица Любовь Казарновская посетила Мурманск, то рассказала о своём желании привлечь внимание мировой общественности к жизни коренных народов Севера и добавила, что уже заручилась поддержкой председателя совета федерации Валентины Матвиенко и Артура Чилингарова. Интерес к этому проекту так же проявил российский императорский фонд и наследники дома Романовых. Кроме того Любовь Юрьевна надеялась найти единомышленника в лице принца Монако Альберта, который в это же время был с визитом в финской Лапландии. Похоже, что тогда этот проект не получил задуманного продолжения.

Завершая вводную часть краткого обзора саамского лобби в Мурманской области можно сказать, что данный вопрос интересует не только простых представителей малочисленного народа саами. Этой темой озабочены самые разные субъекты, начиная от скандинавских соседей, в первую очередь Норвегии, и заканчивая международными структурами. И это, разумеется, не может не привлекать внимания тех, кто хочется на этом улучшить собственное благосостояние. И, конечно, тех, кто видит в данной теме стратегические перспективы собственного будущего. В этом и заключается вопрос: насколько такое видение соответствуют пути России и как оно связано с будущим в дружной семье народов проживающих на постсоветском пространстве и в РФ.

Предыдущие материалы по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Cуть Времени

Суть Времени, Мурманск 2013
Все права защищены.
E-mail: eot51@yandex.ru