Помочь Новороссии! Газета «Суть Времени» О движении Контакты

РПЦ как нравственная кафедра? 2015-01-26

Недавно в своём блоге поделился мыслями о влияние церкви на обществе. И как это выражется не только в словах, но и на деле, то есть проявляется в окружающем нас мире. И тут вспомнил, что особенностью России на фоне остального мира является то, что регулятором норм общественной жизни является культура. И суть здесь в следующем.

Может быть это плохо, а может быть и наоборот, но в России представители традиционной религии, то есть православия, не могут оказать столь же мощного влияния, как, например, в исламе. А ведь как бы было хорошо, если православные старцы обратились к обществу, чиновникам, служащим с проповедью о любви, взаимопомощи, справедливости и понимании. И все те, к кому были бы направлены эти слова, искренне их восприняли и приняли за внутренний образец поведения. Но в жизни всё не так. И есть мнение, что многое изменилось после петровских реформ, когда мощность церкви как общественного регулятора была несколько понижена.

Поэтому необходимо рассматривать ту действительность, в которой живём. И вышеизложенное вступление к тому, что 22 января в Государственной Думе выступил Патриарха Кирилл. К слову стоит отметить, что в этой речи не было призыва к запрету абортов, это разобрал в своём посте камрад control2015. Но данная «утка», к сожалению, появилась во многих СМИ. Это оттянуло внимание общественности от того ценного содержания, которое было заложено в речь Патриарха. А выступление Кирилла получилось насыщенным, в нём говорилось в том числе и про солидарность и бескорыстность энтузиастов на новостройках пятилеток и БАМе и о многом другом.

И спасибо камраду teterevv за выделение ключевого посыла выступления, который заключается в следующем: «религиозный выбор сделанный 1000 лет назад, дал свои плоды в лике Святой Победы над фашистской нечестью. И разорвать эту цепь смыслов и цепь времен в истории России может желать только враг».
Так же спасибо за сжатое изложение основных этапов в речи:
Русь – вера.
Российская империя – державность.
Советский этап – справедливость и солидарность.
РФ – права и свободы человека.

В моём понимании, вся та часть общества, для которой Патриарх Кирилл является религиозным авторитетом, должна к нему прислушаться. И, наверное, это касается в первую очередь служителей Русской Православной Церкви. Ведь обращаясь к депутатам, Патриарх желает положительно повлиять на них, указать на подводные камни, которые необходимо обойти, чтобы преодолеть предстоящие непростые времена. И, в идеале, выйти на новый уровень внутриобщественного диалога, достичь глубинного понимания в острых для активных граждан вопросах. Поэтому служители церкви так же должны помочь Патриарху достучаться до сердец каждого отдельного регионального депутата и чиновника с целью донести смысл слов Кирилла.

И в этом контексте вернусь к родной для меня земле, на которой снимался тот самый фильм «Левиафан» Звягинцева. Ведь именно в этом фильме режиссёр не оставляет никакой надежды русским ни на государство, ни на церковь да и на жизнь по большому счёту. Кстати, при обсуждении поста «РПЦ и кино» на vott дискуссия магическим образом дошла до персоны барона Унгерна… Но, полагаю, далее не стоит развивать тему деятелей Белого движения.

Вернувшись к вопросу о работе епархий, разумеется, надо сказать, что Патриарх Кирилл уже не в первый раз обращает внимание общественности на вопросы, поднятые в его выступлении 22 января. Например, 7 января на сайте Мурманской и Мончегорской епархии опубликованы следующие слова Патриарха: «Я глубоко убеждён, что совокупность наших символов замечательно отражает идею того, что мы должны взять из истории, чтобы не разрушить единую ткань исторического процесса, вне которого не может формироваться ни личность, ни общество, ни государство».

Хочется надеяться, что все верующие прислушиваются к словам Кирилла. Ведь даже мне, человеку светскому, они тоже кажутся верными и правильными. И тут стоит отметить, как ревностно Мурманская и Мончегорская епархия относится к вопросам истории. Например, так в августе 2013 началось строительство Спасо-Преображенского морского кафедрального собора: Архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном, губернатором Мурманской области М.В. Ковтун и заместителем командующего Северным флотом по работе с личным составом контр-адмиралом А.Н. Минаковым в основание собора был заложен камень, в котором находится капсула с землёй, привезенной из Ганиной Ямы. Это место, обильно политое кровью Святых Царственных Страстотерпцев — Царя-Страстотерпца Николая II, Царицы Александры Федоровны, Цесаревича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

Как я узнал из статьи «Церковный подход к храмовому строительству» автором, которой является Иеромонах Гурий (Федоров) при строительстве храмов принято закладывать в основания различные святыни, что связано с канонами и традициями. Конечно, я не могу знать всего того, с чем связан выбор в пользу тех или иных святынь. Может поэтому, для меня не очевидна связь между морским кафедральным собором и святым символом, как «… землёй, привезенной из Ганиной Ямы. Это место, обильно политое кровью …». После завершения строительства собор будет возвышаться над мемориальным комплексом «Морякам, погибшим в мирное время». Но на сайте, кстати, выполненном в хорошем качестве, посвящённом строительству собора отмечено, что есть «глубокий символический смысл в том, что идея храма возродилась через столетие в виде проекта строительства Мурманского Спасо-Преображенского морского кафедрального собора. Ведь возведение храма станет данью памяти императору Николаю II – основателю города Романов-на-Мурмане». И это, очевидным образом, демонстрирует, что церковь помнит и хранит историю России. При этом активно доносит исторические факты и сведения до общества. Например, 26 ноября в Мурманске прошла конференция военного отдела Мурманской и Мончегорской митрополии с несколько неожиданной темой «Самодержцы Дома Романовых как военные деятели. Состояние взаимодействия Мурманской митрополии с Вооружёнными Силами».

Хотя мне кажется, что роль Николая II в судьбе Мурманска несколько преувеличена. Ведь город был основан в 1916 году и, по сути, строился и боролся за своё существование с врагами Отечества уже после Великой Октябрьской социалистической революции. Город пережил интервенцию 1918-20 гг., осуществляемую английским и французским контингентом на Кольском Севере. После, уже во время Великой Отечественной войны, город осаждался фашистскими войсками. На Мурманск было совершено 792 авиационных налета и сброшено 185000 бомб. Город был уничтожен на 2/3 и фактически отстраивался заново после войны.

Но, говоря в контексте послания Патриарха Кирилла, важно отметить его направленность к внутриобщественному диалогу, чтобы сохранить цельность и целостность исторической ткани России. Итак, очевидно, что круглый стол «Военными тропами Мурмана: от Св Благоверного князя Александра Невского до Петсамо – Киркинесской операции», который провела Мурманская и Мончегорская епархия 25 декабря, направлен на продвижение подобного подхода к истории Отечества. И двигаясь в этом направлении, всегда можно расширить горизонт охвата, ведь военная история в Мурманске продолжалась и в 50х, 60х и т.д. Армия и флот росли и развивались, становились ещё мощнее!

Конечно, кроме военных традиций, в России есть и другие не менее важные ценности, которыми дорожит русский народ. Это, разумеется, семейные ценности. Особенно это важно сейчас, в XXI веке, когда войны стали многоуровневыми и основные бои перешли в плоскость «мягкой силы», как говорят американцы — «soft power». И надо уметь держать удар и побеждать на этом поле боя!

Описывая, в другом посте, как частный пример, ситуацию, сложившуюся в Мурманской области, с продвижением ювенального лобби в Печенгском районе, я хотел показать именно поле боя, находящееся за пределом «горячего конфликта», находящееся на другом уровне. Но от того, что оно находится в области «мягкое силы», поражение на таком поле боя грозит не менее серьёзными последствиями и в реальности. К тому же, это продвижение ювенального лобби идёт на фоне введения безвизового режима с Норвегией, на тех же территориях, где будет работать проект «Семимильным шагом». То есть это даёт возможность представителям Барневарн работать, например, в пгт Никель, как у себя дома. Столь же размыта и непонятна, как и опасна, ситуация с международной организацией «Детские деревни SOS», уже работающей в Мурманской области.

Конечно же, неравнодушные люди, гражданская общественность заявляют обо всей опасности попустительства в столь тонких вопросах. Так Родительское Всероссийское Сопротивление активно борется (разумеется, правовыми методами в рамках конституции и закона) с проявлениями ювенальщины в Мурманской области. Примером такой упорной борьбы является дело семьи Горбуновых из Ревды.

С другой стороны, не ясна молчаливая позиция Мурманской и Мончегорской епархии по вопросам семьи и детства, хотя я уверен, что верующие люди уже давно задаются вопросами и ищут на них ответы. И остаётся надеяться, что служители церкви пусть и не публично, но объясняют прихожанам всю пагубность ювенальных тенденций с Запада.

Уже сейчас РВС открыто обращается к обществу, предупреждая его об опасности. Хорошим примером такого обращения стал фильм «Ласковые палачи», в котором детально рассказывается о ловушках ювенальной юстиции, о том двойном дне, которое спрятано за лозунгами о «защите семьи и детства». Предлагаю посмотреть тем, кто ещё не видел:

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Cуть Времени

Суть Времени, Мурманск 2013
Все права защищены.
E-mail: eot51@yandex.ru