Помочь Новороссии! Газета «Суть Времени» О движении Контакты

Монументальная графика — Суть Времени 2015-05-12

Монументальная графика

В нашем современном мире, с его напряженной политической обстановкой и реваншизма фашизма, особое звучание приобретает приближающийся 70-летний юбилей великой Победы нашего народа и государства над фашизмом 20 века.  И перед лицом новых вызовов нам предстоит осмыслить и прошедший опыт ушедшего столетия,  а также вызовы нашего времени.

К наступающему празднику готовится вся страна: улицы городов и весей украшаются поздравительными плакатами, банерами, флагами и знаменами. Особое широкое распространение в этом году получило оформление города  художниками – граффитчиками рисунками на тему Победы. Удалось в этом процессе  поучаствовать и мне.

Предисловие

Сразу оговорю, что я не профессиональный художник, и даже не художник- граффитчик,  и хотя опыт по выполнению подобной работы имеется, но несет , скажем так, прерывающий характер. Но зато в моем багаже есть другие качества- инструментарии, которые, как мне кажется, свойственны для многих членов нашего движения «Суть времени»: пытливость ума, глубина проникновения в суть предмета или процесса, обращение к опыту предыдуших поколений, желание учиться и совершенствоваться.  И вооруженный этими «кистями и балонами»,  я поучаствовал в процессе украшении нашего города. И пусть этот рисунок, а точнее смыслы заложенные в нем, которые должны быть результатом деятельности  нашего движения, станет подарком для жителей нашего города, ибо смыслы эти сейчас, особенно после «русского поворота», жизненно необходимы нашему народу.  С праздником, товарищи!

неосоветская графика

Местное СМИ попросило меня рассказать о смыслах, заложенных в рисунке. Расширенный и дополненный вариант моего рассказа я предлагаю вашему вниманию.
За 25 лет, прошедшие с  крушения советского государства, нашей культурной элитой не было сделано попыток осознать и по- новому понять те ключевые события прошедшего века, в которых решающую роль сыграл наш народ. Более того, эта элита, взяв за основу для своего превращения антисоветскую идеологию, становилась по своей сути антиобщественной, антинародной и регрессивной. Злокачественной опухолью на теле государства.

События прошлого года, а именно бандеризация Украины, военный переворот, геноцид украинского народа,  поставили перед нашим обществом вновь вопрос о нацизме и фашизме. Что это такое? Почему  на совокупном Западе такая сила вновь и вновь возвращается на политическую арену, подминая под себя европейские народы ? Так как за постсоветский период ни одного ответа на подобные вопросы не прозвучало, то советский опыт для нашего общества вновь становится жизненно актуальным. Именно там, возможно найди ответы на  вызовы сегодняшнего дня. И неудивительно, что  сейчас происходит мощный процесс ресоветизации нашего общества. Общество, в том числе и молодые поколения , начинают переосмысливать советский этап истории нашего народа. Поэтому, для разработки сюжета я обратился к культурному советскому наследию, к образно-художественному ряду, наработанной советской творческой интеллигенцией.

\

Художественные символы

В первую очередь был выбран основной символ-  красный цвет. С этим цветом произошла печальная история, когда в ходе построения  демократического государства в нашей стране,   с «водой» советизма  выплеснули  «ребенка» русской культуры. При этом отрицая и разрушая все хоть сколько пахнущее советским было забыто,  советская власть отдала народу все богатства высокой классической культуры предыдушего периода, культуру аристократии и дворянства.

Итак, красный цвет – один из основных культурных кодов нашего народа. Красный цвет, цвет спасения, характерен не только для коммунистической идеологии, ведущей и вдохновлявшей русский народ в течение 70 лет 20 века, но и один из главных символов христианской, православной компоненты нашей культурного сознания. Это не только цвет крови, которую наши предки проливали во имя спасения Отечества, тем  доказывая  человеколюбивую христианскую жертвенность и воинскую доблесть. Красный цвет- это тепло, энергия, радость, это Огонь в его метафизическом понимании. Красный — это главный цвет, утверждающий Жизнь. Поэтому, при изъятии его из культурного общественного оборота, тем самым общественность отчуждается от всех вышеперечисленных качеств общественного бытия. Чтобы понять это, можно через чувственно- эмоциональный психический аппарат проанализировать и оценить праздничное украшение Театральной площади. Формально украшение площади есть, а  ощушений праздника  и торжества, из-за выбранной для  оформления серо-зеленой цветовой гаммы, не возникает.

Также были взяты следующие образы: воин (чужой земли не хотим, но своей и пяди не отдадим), серп и молот, символизирующие решающий вклад рабочих и крестьян в деле победы над фашизмом ( еще раз вспомним, что новых символьных обозначений этих социальных групп креативный класс не наработал, более того продуцируется постоянный стеб над человеком труда, формирование его образа как  «быдла»). И, конечно,  пятиконечная звезда. Ее в своем сюжете расположил между датами 1941 и 1945. Это и символ того, что именно коммунизм, коммунистическая идея была главным антагонистом и противника фашизма. Вдохновленный и накаленный  хилиастической идеей наш народ  загнал  Зверя фашизма в правовое и этическое  подполье. Звезда- это символ нового человека, который был выкован на этой великой войне между добром и злом.  Поэтому звезда изображена в  виде  сложного рельефного источника Огня. Звезда не погасла, жар в ней горит, и сегодня этот  Огонь вновь может согреть человека в современном мире сковывающего холода. Холода отчуждения человека от всего-  общества, предков, смыслов, всего что дает человеку  вкус и полноту жизни.

Последний символ- образ в сюжете —  девушка-космонавт, держащая в руках голубя мира.
Выход первым в космос советского человека в 1961 году – яркое и неопровержимое доказательство того, что в ходе сложного исторического пути, в результате нескольких драматичных модернизаций (петровская, столыпинская, сталинская) , в народе выковались качества, делающие  его прогрессивным, развивающимся, идущим вперед.

Историческое достоинство

Не случаен и выбор тезисов: « Во имя мира» и «Победа будет за нами». Этим мне бы хотелось вернуть нашему обществу историческое достоинство, историческое величие… и возможность для народа самому выбрать свое будущее.  «Во имя мира».  Какого мира? Какой мир соответствует нашим представлениям о правде, справедливости, солидарности, человеколюбии и взаимном уважении?  Пришло время серьезно, без увиливаний оценить свой исторический государственно-общественный опыт. И сделав общественный выбор в пользу этого благого мира, начать его строить, своим примером спасая остальное человечество от ужаса надвигающейся фашисткой бездны. Для этого общество должно стать преемственным, приняв от предков спасительный мессианский крест, свершать свои подвиги, созидать благую реальность. И потому во имя будущего, будущих поколений- Победа будет за нами!

Послесловие

И еще несколько слов о самом рисунке. Для того, чтобы он смотрелся целостно, органично вписывался в пространство, за основу была взята советская монументальная живопись, содержащая в себе большой эстетический  потенциал для развития художественного оформления городов. Что бы ни говорили про советскую цензуру, но нельзя не признать — в большинстве случаев, она обеспечивала в итоге выход качественного,  выверенного художественного продукта. И потому не случайно сегодняшнее молодое поколение, остро жаждущее подлинных совершенства и красоты, обращает свое внимание на советское наследие.Т акже это искусство наполнено здоровым морально-психологическим содержанием, Также это искусство безопасно в морально-психологическом плане, так как образы и символы несут в себе положительный, гуманистический  информационный посыл. Тот информационный вред для подсознания, который несет современная постмодернисткая культура, в том числе и рекламная продукция, сильно недооценивается нашим обществом.

И очень надеюсь, что рисунок будет радовать кировчан, давая какой-то  качественно –иной радостный настрой. Сам я свою работу не считаю полностью удачной, так как тоже отчужден от нашего наследия, от нашей культуры, и потребуется время и усилия чтобы  эту отчужденность преодолеть. Ну что же, будем прорываться!

Источник

Один комментарий на «“Монументальная графика — Суть Времени”»

  1. Игорь:

    Здорово!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Cуть Времени

Суть Времени, Мурманск 2013
Все права защищены.
E-mail: eot51@yandex.ru