Помочь Новороссии! Газета «Суть Времени» О движении Контакты

Большая перемена российского образования (окончание) 2016-10-14

Продолжая тему воспитания, нельзя не сказать о школе и в целом о работе системы образования в России. На неё тоже получилось взглянуть довольно близко и собрать некоторые наблюдения,  которыми тоже хочу поделиться.

Вообще, сейчас уже произошли некоторые изменения после смены Министра образования и науки РФ. Но, к сожалению, во многом сама система довольно инертна. И если её можно в чём-то повернуть, то постепенно и регулярно проводя серию последовательных изменений, или быстрее, но пересмотрев кадры по всей вертикали. Конечно, это только моё мнение.

Итак, некоторые явления, которые мне показались как минимум странными в современной обычной школе. Так почти физически ощутимо давление регионального министерства образования и науки и прокуратуры. Складывается ощущение, что они делают всё, чтобы отобрать у учителя любые права и передать их … ребёнку. Буквально ювенальная юстиция в норме. А по сути, презумпция виновности учителя во всём.

Кроме этого сейчас введены странные правила, что нельзя «перегружать» учеников домашними заданиями и это проверяет прокуратора. То есть делается всё, чтобы из детей выросли безвольные оболтусы не способные на самоорганизацию и вообще самостоятельную работу.  В 1 классе вообще нельзя задавать что-то на дом, то есть во 2-м классе уже даже сложно объяснить, что надо что-то делать дома. Для меня это сущее безумие: то есть, нет самостоятельной работы с прописями, арифметики. Видимо, всё идёт к тому, что и таблицу умножения и алфавит в принципе не стоит запоминать.

Сейчас Министр образования Ольга Васильева призвала вернуть уборку классов школьниками. И это, конечно, хоть какой-то, но позитивный сдвиг, так как отношение школьников к соблюдению чистоты в учебном заведении бывает крайне проблематичным.

Это, кстати, ещё одна проблема. А именно, что удивительно низок статус образования и профессии педагога. Низок именно в обычной школе. Разумеется, дело обстоит не совсем так в учреждениях, где можно пригрозить отчислением и переводом в обычную школу. Но с одной стороны это неправильно, а с другой как-то совсем нехорошо. Когда вроде образование бесплатно для всех, а хоть немного да отличается отношение к нему в школах, гимназиях и лицеях.

Возможно, приобщение учеников к занятию наведением порядка там, где они учатся, поможет что-то изменить в их головах. Но бывает, что и сами родители выступают против привлечения их ребёнка к уборке в классе или субботнике, говорить о некоторых личных качествах, в том числе об уважении к труду у таких людей, к сожалению, не приходится. (Явное последствие «перехода к рынку».)

Но надо ещё несколько слов сказать об административной возможности хоть как-то воздействовать на невоспитанных школьников (кстати, чаще всего дети копируют модель поведения своих родителей). Этой возможности практически нет, так как сейчас в учебных заведениях «подушевое» финансирование: меньше учеников — меньше денег. А это сами понимаете сейчас крайне важно. Поэтому кое-как возятся с подобными «чемоданами без ручки», лишь бы выдать им хоть какой аттестат или справку. Причём оставлять на «второй год» крайне нежелательно, об этом я напишу ниже.

Здесь всплывает ещё одна проблема, которая связана со статистикой. В конце августа в СМИ проходила информации об увольнении учителя из Петергофа за отказ подделывать оценки школьникам («МК» и «Вести»). И это не единичный случай, а скрытая тенденция всей системы. Подавать статистику в министерство надо так, чтобы оно было довольно. Потому что если оно будет не довольно, то будет виноват директор учебного учреждения, а в итоге учитель.

Очевидно, что не у каждого учителя есть полнота инструментов влияния на разболтанных учеников или тех, кто принципиально отказывается учиться и «ждёт» аттестат (и число таких растёт). И другой аспект, что вся система превращается в спектакль. На местах «рисуются» «верные» статистистические данные, которые потом собирают и с пафосом с высоких «трибун» заявляется об «успехах» образования. На самом же деле мы имеем глубокий самообман и дурное заблуждение.

Бумажная волокита заменяет и симулирует образовательный процесс. Количество бюрократической чуши взваливаемой на плечи учителя то от мин.обр., то от администрации не оставляет никакого времени для творческой переработки материала. Не говоря уже о воспитании учеников. И, в конце концов, об отдыхе самого учителя, который тоже человек и ему необходимо восстанавливаться.

В принципе об этих всех вещах уже писали, например, в статье «Современная средняя школа. Записки учителя…». Так что мои наблюдения лишь ещё одно подтверждение глубокого повреждения системы образования, исправить, которое сменой лишь одного человека вряд ли получится.

И это всё уже не говоря о заявлении Медведева:

И сами зарплаты учителей (здесь же по ссылке можно привести ещё одно мнение о работе учителей, с котором я далеко не во всём согласен, но оно может быть в чём-то любопытно):

Гражданское общество уже активно обсуждает накопившиеся проблемы в образовании и пути их решения:
http://r-v-s.su
https://vk.com/rvs_group
https://vk.com/rvs.obrazovanie

Присоединяйтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Cуть Времени

Суть Времени, Мурманск 2013
Все права защищены.
E-mail: eot51@yandex.ru