Помочь Новороссии! Газета «Суть Времени» О движении Контакты

Анализ результатов опроса АКСИО-6 2015-09-09

В конце июня — начале июля 2015 года активистами движений “Суть времени” и “Родительское всероссийское сопротивление” был проведён опрос, посвященный проблеме образования в России. Испытуемым (респондентам) был предоставлен широкий спектр вопросов, касающихся основных целей и задач образования, качества образования, необходимых учебных предметов для полноценного образования граждан, и многие другие вопросы. Всего было опрошено 24506 человек в 75 регионах Российской Федерации.

Основной результат опроса можно охарактеризовать следующим образом — независимо от политических и иных убеждений, мировоззренческих установок, социального положения, принадлежности той или иной возрастной группе, испытуемые дали резко негативную оценку состоянию дел в сфере образования, причем подобным образом высказались и работники в сфере образования, которые очевидным образом вовлечены в так называемые “реформы образования”.

Как известно, один из главных реформаторов нашего образования, г-н А. А. Фурсенко, будучи министром образования и науки, говорил, что главная цель образования — это «взрастить квалифицированного потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими», а не пытаться, как это делалось в СССР, «готовить человека-творца».

Поддерживают ли граждане данное мнение чиновника? Опрос показал, что категорически нет:

АКСИО-6-1

Как мы видим, несмотря на 30-летие активной антисоветской пропаганды, люди по-прежнему ориентируются на советские ценности, а именно — хотят дать своим детям разностороннее образование, максимально развить в своем ребенке все лучшие задатки и таланты, передать будущему поколению  разносторонний культурный опыт, который наработало человечество.

Конечно, данная шкала ценностей отнюдь не соответствует тому, что опрашиваемые сами ставят потребление на последнее место в своей жизни, а воспитание в себе творческих, волевых и интеллектуальных способностей возводят на первый план — если бы это было так, то мы жили бы в совершенно другом обществе. Здесь речь идет о другом — о воспроизводстве системы ценностей для будущих поколений. Упрощенно говоря, культ потребления в настоящее время является чем-то вроде алкоголя для русского человека — люди вошли в раж и не могут остановиться. Но как бы родители не пили и не гуляли — они, хотя бы где-то в глубине души, не могут не понимать, что поступают неправильно, и, соответственно, не хотят, чтобы этот порок передался детям. И инстинктивно стремятся передать будущим поколениям высшие ценности, что коррелирует с приведенными результатами.

Уже исходя из этой таблицы становится очевидным, что цели и задачи образования, которые хочет навязать обществу нынешняя российская элита, коренным образом расходятся с ценностными представлениями большинства об образовании. И значит, реформы в образовании в полном смысле слова можно считать антинародными, подрывающими духовные и морально-нравственные устои государства. Другими словами, ведется социальная война против образования.

Не менее интересна таблица, отражающая ценностную шкалу приоритетов в образовании с разбивкой по группам с различной политической ориентацией:

АКСИО-6-2

Как нетрудно убедиться, практически весь спектр опрошенных объединяет одна общая ценность — воспитание гармонично-развитого человека-творца с максимальным развитием индивидуальных способностей, обогащенного культурой и знаниями, которые выработало человечество. То есть напрашивается парадоксальный вывод, что все по-разному политически ориентированные опрошенные, включая либерально ориентированных граждан, фактически хотят, чтобы их дети жили при коммунизме, который есть пробуждение и раскрепощение высших творческих способностей в каждом человеке. А вот стремление к “успешности” практически все категории испытуемых ставили на последние места.

Как известно, основу современного буржуазного общества составляет потребитель, который может быть более или менее успешным в деле ведения бизнеса, в плане принадлежности тому или иному элитному клану. Потребление и ещё раз потребление — это то, что движет буржуазную экономику, питает корпорации. Потребление может быть более или менее элитным — суть от этого не меняется.  Наиболее успешные предприниматели и политические деятели составляют элиту западного общества, наделенную несметными богатствами и властью. Чтобы стать частью западной элиты, необходимо обладать исключительной способностью делания себя (self-making), любой ценой добиваясь поставленной задачи — достичь элитного “пряника” в конце туннеля. При этом способность добиваться успеха ставится выше чести и моральных норм, и в результате этого правила отбора на западе сформировалась сегодняшняя элита, не брезгующая разными злодеяниями ради ещё большей власти и денег.

Тем не менее, как это ни покажется странным, цель воспитать человека, который способен стать успешным в современном обществе, не нашла существенной поддержки даже у ярых сторонников капитализма. Это значит, что наш народ, как бы он ни был одурачен пропагандой западного образа жизни, не хочет выращивать ни рабов-потребителей, ни хищников-элитариев западного образца.

Всё выше перечисленное говорит о том, что в русском человеке по-прежнему сильна ценностная установка на восхождение к Богочеловеку, а не на западно-ницшеанского человекабога, который считает себя венцом творения природы и ставит себя по ту сторону морального выбора. И в этом содержится одна из основ русского социокультурного кода, который сейчас находится как бы в спящем состоянии, и который нужно актуализировать.

Здесь можно сделать два вывода — либо атака Запада не была направлена на это социокультурное ядро, либо оно в силу каких-то необъяснимых причин невероятно устойчиво.

Теперь рассмотрим отношение к патриотизму. Здесь получается интересная закономерность, что наибольшими патриотами своей Родины готовы стать люди с коммунистическим мировоззрением. Наименьшими патриотами готовы быть, что предсказуемо, люди с радикально-либеральными взглядами. Также люди с социально-демократической ориентацией в большей степени готовы стать гражданами мира, нежели патриотами своей страны.

С неизбежностью напрашивается вывод, что люди с коммунистическим мировоззрением одержимы гораздо большим патриотическим чувством, нежели люди с мировоззрением консервативно-капиталистическим. Но всё, конечно, гораздо сложнее…

Как мы знаем, вот уже 30 лет против нашей страны ведётся информационная война, суть которой не только в том, чтобы отвратить человека от собственных традиций и истории,  но от духовных и морально-нравственных ценностей вообще. Нетрудно предположить, что весь спектр разнообразных политических ориентаций граждан — это также следствие воздействия информационной войны, ведущейся с населением на протяжении нескольких десятков лет.

Рассуждая далее, выдвинем тезис, что если одной из целей информационной войны является борьба с историей, то это неизбежно сказывается на чувстве патриотизма граждан.

С другой стороны, если на людей оказывается некоторое информационное воздействие, то одни ему сопротивляются с большей стойкостью, сохраняя свои убеждения, другие — с меньшей. Очевидно, наиболее подверженные информационной пропаганде образовали радикально-либеральную группу. Соответственно, наименее подверженные пропаганде остались верны коммунистической идеологии, чем и можно объяснить высокий индекс отношения к патриотическому воспитанию. Все остальные категории граждан, у которых так или иначе в ходе информационной войны были искажены представления об истории, занимают промежуточные позиции по индексу отношения к патриотизму.

Таким образом, соединив всё в месте, в таблице приоритетов целей и задач образования с разбивкой по группам с различной политической ориентацией мы видим проекцию структуры повреждений, которые получило советское общество по происшествии нескольких десятков лет десоветизации и деидеологизации. Очевидно, что врагу наибольшим образом удалось, хотя и не полностью, оторвать общество от своих культурно-исторических корней, при этом базовое ценностное ядро пока что серьёзно повредить не удалось — запрос на советские ценности готовы воспроизводить люди даже с радикально-либеральной политической ориентацией. При этом ценностное ядро как бы ушло на периферию сознания, и там “заснуло”. Люди как бы “спят на бегу”, по инерции предъявляя запрос на советские ценности, считая, что последние — это нечто само собой разумеющееся и независящее от особенностей социального строя и их активной гражданской позиции. В этом образе “сна на бегу” проявляется раздвоение сознания, сущность которого в том, что люди отчаянно цепляются за “норррмальную” жизнь, пытаясь к ней всячески приспособиться и совершенно не пытаются стать субъектами управления нормами жизни, с другой стороны, ценностное ядро, требующее субъектности — творческого преобразования жизни к лучшему — “спит” где-то на периферии сознания и изредка проявляет себя, например, во время социологических опросов.

Если рассматривать характер повреждения социального ядра как результат действия “буржуазно либерального вируса”, то его действие можно описать следующими тезисами. Первое — ценностное, а значит и социокультурное ядро было вытеснено “вирусом” на периферию сознания и заменено антиценностями. Второе — нарушена связь человека с историей, и значит, человек оказался частично “вырван” из цепочки преемственности поколений — про это говорят, что “нарушилась связь времен”. То есть русский человек, если не остановить существующие тренды в образовательной политике, будет все больше превращаться в “гражданина мира”, кочевника, перекати-поле, оторванное от своих корней.

И раз мы имеем дело с социальным организмом, пораженным вирусом, то во-первых, необходим антивирус, который уничтожит сам вирус, во-вторых, нужна терапия, которая поможет восстановить полученные повреждения.

Чтобы уничтожить этот вирус, необходимо понять, что он собой представляет по существу и предъявить это его существо во всей красе, попутно активируя подлинное социокультурное ядро в людях, параллельно восстанавливая преемственность поколений или связь с историей.

Поэтому одна из наших важнейших задач — понять метафизическую природу либерально-буржуазного вируса, а также вывести из периферии сознания в его фокус русско-советский социокультурный код, и тем самым активировать его.

Примечание

Подробнее о результатах опроса АКСИО-6 можно узнать здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Cуть Времени

Суть Времени, Мурманск 2013
Все права защищены.
E-mail: eot51@yandex.ru